You are viewing sasha_siniy

Soul Kitchen - Онегин, добрый мой приятель... (с) [entries|archive|friends|userinfo]
sasha_siniy

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Онегин, добрый мой приятель... (с) [Feb. 15th, 2011|07:55 pm]
Previous Entry Share Next Entry

Читаю Евгения Онегина, вернее перечитываю, вернее нет, все таки читаю. Когда,в школе впервые штудировал эту книжку я был моложе не то чтобы Онегина, но даже Татьяны. Естественно тогда я ничего не понял, да и не мог понять. Как? При почти полном отсутствии жизненного опыта. В общем сейчас я читаю это великое произведение впервые и вот что я могу сказать.

Наверное только сейчас я ощутил насколько Пушкин - гений! То есть, я конечно знал, что он гений, но только сейчас я понял это всеми клетками своего мозга и ощутил это всеми клапанами сердца. Читать Пушкина все равно, что пить вкуснейшее молоко или колодезную воду летом. Вкусно! Пьешь и не можешь остановиться!
Но давать в школе читать Евгения Онегина просто глупо! Если из класса школьников найдется хотя бы один человек, способный хоть на 70% понять это произведение - это будет чудо! Понять смятение Татьяны или чувства Ленского в пятнадцать лет вполне можно. Но вот понять, от чего страдает Онегин или, о чем рассуждает сам Пушкин в этом возрасте невозможно, да и не нужно совсем!

А еще я понял две вещи.
Во-первых, до меня дошел смысл фразы "Пушкин - это наше все". По крайней мере, мне кажется, что он до меня дошел. :) Мне кажется, что сейчас эта фраза воспринимается превратно. "Пушкин - это наше все" и все, и больше ничего нет. Сейчас "Наше все" часто употребляют как имя собственное. :) Но я считаю, что здесь имелось ввиду другое. Что в творчестве Пушкина есть все про нас. Все аспекты русской жизни того времени и ранее. Вернее даже все аспекты русской души, такой многогранной и порывистой. Русской души, которая проявляется во всех сословиях и во всех социальных слоях, во всех возрастах и местах пребывания.

А во-вторых, если бы я экранизировал или ставил Онегина в театре, я обязательно ввел бы самого Пушкина, от которого шло бы повествование. Это произведение очень личное. Помимо того, что в нем Пушкин описывает всю русскую жизнь, он очень много в нем говорит именно о себе, о своих переживаниях, о своем опыте, о своей тоске и о своей радости. Причем Пушкин в этом произведении не имеет отношения к Онегину. Онегин - персонаж отстраненный, списанный с кого-то другого. Конечно, и в нем есть частичка автора, как и в Ленском и даже в Татьяне, но все же они лишь персонажи. А Пушкин здесь появляется совершенно отдельно от всех персонажей, он говорит своим голосом сам от себя!

Простите за сумбур, чувства захлестнули :)

И напоследок, маленький отрывок, который начинается известной всем фразой. И как же она меняет смысл, если не вырывать ее из контекста :)

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя
И наслаждаясь не любя.
Но эта важная забава
Достойна старых обезьян
Хваленых дедовских времян:
Ловласов обветшала слава
Со славой красных каблуков
И величавых париков.

Кому не скучно лицемерить,
Различно повторять одно,
Стараться важно в том уверить,
В чем все уверены давно,
Всё те же слышать возраженья,
Уничтожать предрассужденья,
Которых не было и нет
У девочки в тринадцать лет!
Кого не утомят угрозы,
Моленья, клятвы, мнимый страх,
Записки на шести листах,
Обманы, сплетни, кольцы, слезы,
Надзоры теток, матерей
И дружба тяжкая мужей!
LinkReply

promo sasha_siniy february 17, 17:00 26
Buy for 100 tokens
Одним из ярчайших впечатлений, которые вы должны испытать в Будапеште от созерцания архитектуры обязательно должен стать Королевский дворец в Буде, он же Будайская крепость! И особенное он хорош ночью! Когда первый раз выходишь вечером на набережную со стороны Пешта, эта крепость поражает…

Comments:
[User Picture]From: mauna_quasi
2011-02-15 05:01 pm (UTC)

(Link)

Прекрасно сказано! Так можно было выразить свои эмоции, только действительно вдохновившись.

Когда-то посвятила этому произведению довольно много времени, и вчера, взяв в руки книгу, вновь не могла оторваться.

К сожалению, в полной мере для меня все эти переживания, боюсь, недоступны (см. мой последний пост))
[User Picture]From: sasha_siniy
2011-02-15 06:45 pm (UTC)

(Link)

Спасибо! А я думаю тебе все доступно!
[User Picture]From: missvoland
2011-02-15 05:16 pm (UTC)

(Link)

Бессмысленно давать человеку в 16 лет коньяк, который старше него самого. С литературой та же фигня.
[User Picture]From: sasha_siniy
2011-02-15 06:44 pm (UTC)

(Link)

Точно подмечено :)
(Deleted comment)
[User Picture]From: sasha_siniy
2011-02-15 06:44 pm (UTC)

(Link)

Пушкин действительно гений и учится легко :)
[User Picture]From: ordevich
2011-02-15 05:55 pm (UTC)

(Link)

подпишусь полностью!
[User Picture]From: sasha_siniy
2011-02-15 06:43 pm (UTC)

(Link)

Рад
From: akririna
2011-02-15 05:59 pm (UTC)

(Link)

Совершенно одинаковые впечатления!Единственно что если бы в школе нас не заставляли читать и учить наизусть отрывки ,то вряд ли бы сейчас рука потянулась за книгой и размышлять было бы не над чем.Да и выросли бы совершенно пустыми.Пусть мы не понимали многого из текста в силу возраста,но нас приобщили к чему то высокому!
[User Picture]From: sasha_siniy
2011-02-15 06:43 pm (UTC)

(Link)

Я ведь не против того, чтобы читать Пушкина в школе и приобщаться к высокому. Но у Пушкина есть множество произведений, которые вполне будут понятны школьнику в любом возрасте. Вот ими и надо приобщать.
(Deleted comment)
[User Picture]From: sasha_siniy
2011-02-15 06:41 pm (UTC)

(Link)

Я его хорошо помню :)
[User Picture]From: serafimich
2011-02-15 07:20 pm (UTC)

Непредсказуемый, Неуправляемый, Независимый.

(Link)

Добро. С рождением каждого дитя Пушкин является в наш дом Сказкой о царе Салтане, которую я вновь читаю-перечитываю. Давным-давно запомнил текст и читаю нараспев, как колыбельную, потом читаем вместе, лёжа на диване, и дитё вовремя перелистывает страницы. Читаю во время нудной поездки в транспорте. Евгений Онегин приходит к детям короткими стихами о временах года. Эти стихи они запоминают на слух, ещё не умея читать. Наконец, дети “проходят” Евгения Онегина в старших классах… Вы говорите: “…давать в школе читать Евгения Онегина просто глупо! …понять, от чего страдает Онегин или, о чем рассуждает сам Пушкин в этом возрасте невозможно, да и не нужно совсем!” Простите, сударь, мне совсем не хочется перечить Вам. Ваше суждение о сакральном – “Пушкин наше – всё” и Ваша любовь и Ваше понимание великого поэта мне понравились. Не хочу быть ментором, говоря, что, будучи до старости настолько инфантильным, что можно вовсе пройти мимо Евгения Онегина. Однако бывает и такое.
Личность каждого человека уникальна – в этом меня убеждают спонтанные рассуждения детей не только о стихах Пушкина – камертон Души у каждого настроен индивидуально и тональность настройки меняется с возрастом.
[User Picture]From: sasha_siniy
2011-02-15 08:19 pm (UTC)

Re: Непредсказуемый, Неуправляемый, Независимый.

(Link)

Спасибо за такой интеллигентный и развернутый комментарий. Спасибо и за приятные слова. Вы правы, дети разные и есть такие, которые смогут понять Онегина, но они к нему придут в любом случае, а вот большинство тех, кто не способен в этом возрасте его понять, потом вернуться к нему вряд ли, в этом беда.
(Deleted comment)
[User Picture]From: irene_f
2011-02-15 08:05 pm (UTC)

Приветствую)

(Link)

На такой эмоционально-проникновенный, сильный пост наткнулась совершенно случайно, и, будучи филологом-русистом (лит.критик-райтер + преподаватель русской литературы и русского языка), не могла не ответить)))
Сразу скажу, что еще учусь на 4-м курсе, поэтому суждения грешат долей субъективности и непрофессионализма)) Ну, тут уместно вспомнить того же "Онегина" - "Мы все учились понемногу, /Чему-нибудь и как-нибудь"), но, может, суждения кому и пригодятся)

Вообще, стоит отметить Вас как хорошего читателя, чувствующего) Знаете, многие филологи позавидуют Вам... Чем больше изучаешь литературу, тем, увы, больше относишься к ней как к науке, а не как к искусству... В силу определенных вещей... В силу пичкания нас огромным количеством русской, зарубежной литературы, критических статей... Да и видишь все в совершенно другом ракурсе.
Того же Пушкина мы рассматривали в контексте европейского влияния Байрона. Есть очень интересная книга - "Байрон и Пушкин" Жирмунского, вот там литературовед находит почти детально точные фрагменты Байрона у нашего Александра Сергеевича.

Вообще, хочется много написать, да только как-то тяжеловесно будет, я чувствую)))

Вот по поводу "Пушкин наше всё" - я бы советовала прочитать небольшую главу о Пушкине в книге Веллера "Перпендикуляр". Сама недавно только ознакомилась с ней, многое шокировало!!! Там как раз идет фактологическое развенчание кумиров. Со школы же принято вбивать детям в мозг, что все они великие, гениальные, и, конечно же, почти идеальные ("спасибо" советской методике преподавания литературы). Все же помнят ужасные шаблонные школьные сочинения, начинающиеся "Пушкин (Гоголь, Чехов, Достоевский) - великий русский писатель". и т.д. Проблема только в том, что не учат детей самому главному - спросите любого на улице. Думаю, только 1% сможет более-менее связно ответить на вопрос - а в чем его величие-то? Что же сделал такого Пушкин? Почему у тебя в учебнике о Пушкине есть, а, например, о Ремизове ничего нет? Особенности бестолковых программ, да... И, опять же, общественное сознание - если про этого писателя ничего нет в учебнике - значит он не важен, не столп и т.д. Да ни хрена подобного. Учитывая, что в свое время далеко не все "великие" были поняты и приняты, а без писателей, о которых ничего не сказано из вообще могло и не быть...

А Веллер пишет о писателе как о человеке. Просто и интересно. Человеке со всеми своими достоинствами и недостатками.

Вот, думаю, закончу комментарий, а то и так слишком много вышло))) Простите, видимо, задело)))
[User Picture]From: sasha_siniy
2011-02-15 08:17 pm (UTC)

Re: Приветствую)

(Link)

Спасибо за такой развернутый комментарий . Мне, кстати, очень интересно, где вы наткнулись на мой пост?

Да, вполне понимаю вашу профессиональную деформацию, мне она тоже знакома :)

Если углубляться в жизнеописание великих, они становятся очень похожи на обычных людей (ведь они такими и были), с одним только но, они были великими и оставили после себя гораздо больше, чем просто свою биографию, как большинство из нас :)
[User Picture]From: tomenko
2011-02-15 09:29 pm (UTC)

(Link)

Спасибо, Саша. Возьму, прочту, пожалуй.
[User Picture]From: sasha_siniy
2011-02-16 09:26 am (UTC)

(Link)

Рад! Для того и писал :)
[User Picture]From: vasianna
2011-02-15 09:32 pm (UTC)

(Link)

Здравствуйте!
на меня произвела большое впечатление ваша запись о Пушкине, наверное потому, что и я сама испытывала подобные эмоции перечитывая Онегина вне школьной программы.
Все творения Пушкина гениальны, на мой взгляд никогда не поздно и НЕ РАНО с ними знакомиться. читатель любого возраста может найти в романе чтото близкое себе. я не имею никакого отношения ни к литературе, ни к филологии, но понимаю, что создать роман, настолько богатый образами, сложными характерами, глубокой философией и правдой жизни всего в 24 года не сможет никто, кроме Александра Сергеевича!
спасибо вам за такую интересную тему. пожалуй стоит перечитать онегина еще разок!
[User Picture]From: sasha_siniy
2011-02-16 09:27 am (UTC)

(Link)

Может вы и правы!
[User Picture]From: deyaneris
2011-02-15 09:57 pm (UTC)

(Link)

Помню, как читала на уроках ЕО и Героя и Мертвые души - как было упоительно забросить все кругом и наслаждаться каждым словом. Помню как захохотала в голос над одной из реплик в Отцах и детях. Пусть вы считаете, что детям рано, не поймут, но если хоть один поймет - надо пытаться. люди не учебники писали, а книги для свободных читателей. Пока ленивому возможно, не опасаясь грозных бед, еще рукой неосторожной в июле распахнуть жилет - пусть попробуют почитать хорошие книги. Потом большинству будет не до этого. А тут - есть шанс хоть что- то Услышать. А вообще я так рада.
[User Picture]From: sasha_siniy
2011-02-16 09:29 am (UTC)

(Link)

Приятно слышать такие слова. Может вы и правы. А может нужно не заставлять читать, а рассказывать и пытаться заинтересовать. Чтобы прочитать захотелось самим
[User Picture]From: petruche
2011-02-15 10:11 pm (UTC)

(Link)

Для меня Евгений Онегин - это такая кнопка Reset, если вся остальная литература перестала интересовать и доставлять радость. Когда я это чувствую, я жду 2-3 недели, достаю томик Пушкина и, как уже догадались, читаю история про Онегина. Мне нравится язык - пишет красиво, неоторваться. Не так успокоительно-убаюкивающе как Бунин ("Жизнь Артемьева", которого я читаю уже третий год), а живо, быстро, тонко, ярко, игриво. Прочитываю, чуть ли не пропеваю страницы. Каждый раз переоцениваю поступки героев, понимаю их лучше.
Про "наше всё" ещё не думал, но то, что он был мастером слова - факт. Жалко быстро ушел от нас. Но видимо "звезда рок-н-ролла должна умереть" это про него - "зажигал" он знатно. Хорошо, что не придали его забвению, а так носятся с ним по сей день.

И, чьёрт побьери, как приятно узнать, что люди ещё готовы обсуждать и оценить искусство, данное для широких масс. Это здорово. Давайте продолжать в том же духе.
[User Picture]From: sasha_siniy
2011-02-16 09:33 am (UTC)

(Link)

Спасибо! Я тоже рад и удивлен, что столько людей это хотят обсуждать!
[User Picture]From: tesuk17
2011-02-15 10:21 pm (UTC)

(Link)

приятно, что так много комментариев)
Сила ума безгранична, воистину))
[User Picture]From: sasha_siniy
2011-02-16 09:33 am (UTC)

(Link)

Ага, удивлен и очень рад!
[User Picture]From: safoelj
2011-02-17 04:34 pm (UTC)

(Link)

Пушкин гениаленне только музыкой стиха. образами, но и фонетическим строем (К сожалению, мысль не моя). Возьму два примера - его посвящение Катеньке Батуриной, которое потом вошло в оперу ЕО как "Слыхали ль вы за рощей глас ночной?" - если посчитать, в этом стихотворении 17 звукосочетаний "Эль" - ассоциация "люблю", "лав", "их либе". Буква "Л" - любовная, мягко-страстная, если можно так сказать...Или другой пример - когда Татьяна описывает ненавистный ей высший свет (сейчас не найду в сборнике, просто нет под рукой, но если нужно будет - отыщу) в ее словах одни жестко-шипящие буквы - "Ж", "Ш", "Щ".
2 пример - "Сказка о Попе". Перечитайте сказку - образ Попа - это звук "О" - поп, тОлОкОнный лОб, пОшел пОп по базару, пОсмотреть тОвару". А образ Балды - это "А" - идет БАлда, сАм не знАя кудА. Все их диалоги - фонетическое противостояние. Когда-то эту мысль услышала в передаче у Казиника, и с тех пор Пушкин читается совсем по-другому. Вся его любовная и гражданская лирика пестрит тайными знаками. Ну, а если глубоко хотеть разобраться, надо читать его письма, в них множество пометок к стихам и расшифровка философских образов.
[User Picture]From: sasha_siniy
2011-02-18 01:46 pm (UTC)

(Link)

Класс! Спасибо за информацию!